Суббота, 23 Ноя 2024, 11:25:01
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода
 
Главная » 2009 » Май » 26 » 25 лет со дня катастрофы Ту - 134ш под Донецком
25 лет со дня катастрофы Ту - 134ш под Донецком
13:06:32
Памяти погибших под Донецком 25 мая 1984 года

25.05.84 под Донецком, в наборе высоты после взлета из Жданова, из-за выхода на нерасчетные перегрузки разрушился в воздухе самолет Ту-134Ш 2350202 ВВВАУШ. Виновником внезапно возникшей в полете раскачки по курсу и крену был демпфер рысканья ДР-134М, на 12-й минуте полета начавший знакопеременные отклонения руля направления с нарастающей амплитудой (вплоть до 19 градусов), что привело к нарастающим перегрузкам, за 38 секунд вышедшим за пределы ограничений и разрушившим самолет.
Сбой в работе ДР-134М вызван переходом на основную шину переменного тока 36 вольт резервного преобразователя ПТ-1500Ц, давшим на нее ток с неправильным чередованием фаз, поскольку при капремонте на АРЗ в/ч 73837 в Челябинске было допущено перепутывание двух проводов на клеммах его контактора.
Самолет налетал после ремонта около 1000 часов, при которых потребности в переключении с основного на резервный ПТ-1500Ц в полете не возникало. Он не раз проходил и ТО, при котором брак челябинцев не был выявлен.
Коварное перепутывание фаз переменного тока 36 вольт на резервном преобразователе, крайне опасное для автоматов управления, имело место и на горьковском Ту-154, но экипаж успел разобраться в причинах раскачки до выхода самолета на разрушающие перегрузки.
После катастрофы 2350202 на всех модификациях Ту-134 сделали то, что надо было сделать еще при проектировании электросистемы: доработкой наконечников исключили возможность перепутывания проводов на клеммах.
Помимо служебной информации, это случай честно и самокритично описан Главным конструктором Ту-134 Л.Л. Селяковым в его книге "Человек, среда, машина. Записки авиаконструктора"

Информация от Леонида Москаленко:

Памяти Юрия Михайловича Марченко

Если и бывает «белая кость» – то это он! Благодарю порядочность начальника училища и предвидение отца. Благодарен им за то, что я состоялся. Не знаю кем бы я был вдали от дома.

Дня за два до катастрофы был «звонок». Сразу после взлета не убралась стойка. А деж.летчик мычал, так как был с АНов. Генерал поменял борт и улетел. Надо будет спросить как-нибудь у ПФ – помнит ли он этот случай.
Гибель Марченко Ю.М. была первым реальным потрясением фундамента моего безмятежного бытия…
…Из-за сильного встречно-бокового перенесли начало полетов. Точнее, в 17.00 № 01 Сюткин В., с Марченко на борту, пошел доразведчиком на Жданов. Сел в 17.40.
Я впервые! За службу, собираясь на стартовый завтрак отпросился в столовую у Авакова и Шевченко. У обоих сразу. Есть бог! Затаскали бы, сожрали бы, кровушку выпили бы…
Позавтракал, перекурил, зная, что на КП Шеф, неспешно вернулся в индикаторную.
«…Я 501-й, прохожу 739-й. 1001 подтвердите?»
Шеф: «1001 подтверждаю, до рубежа…» И через минуту: «501-й, 501-й, ответьте… 501-й, Вас не наблюдаю» И так в течение всего последующего времени, на всех каналах. Сразу же Шеф доложил на КП училища. И только минут через 10-12, через гражданского поступило сообщение: «Я, борт xxxxx, наблюдаю горящие обломки на окраине Донецка. Мы, перестроив приемники на частоту ГВФ, слышали этот доклад Своими ушами.
Немедленно была отправлена НПСК в Донецк и кажется ПСС. Не помню. Надо бы спросить у ПФ.
Стрельбицкий, начмед училища, пил несколько дней не просыхая. Марченко, собираясь летать в Луганск, предложил Леониду Казимировичу летать с ним. Казимирыч отказался первый раз в жизни. Говорил потом, что если бы генерал предложил второй раз, то отказаться бы уже не посмел.
От экипажа остались в основном фрагменты тел. одно тело было обезглавлено. Тело генерала нашли у подножья террикона. Не было туфель, фуражки, часов и запонки на галстуке. Тело съехало со склона на спине. Лицо не пострадало. Володя Мищенко рассказывал. Он был на месте катастрофы. Но хоронили всех в закрытых гробах. Чтобы не было обидно родным.
Следствие длилось больше 2-х месяцев. Работали почти все авиаинженеры округа плюс большая команда туполевцев. Еще бы – редчайший случай. Самолет распался в воздухе на несколько частей. Официальная причина – попадание в сильную болтанку. По показаниям МСРП и САРПП был создан мультфильм. Перегрузки на планере были от –7 до +8 при значительном превышении перегрузки и значительном превышении расчетного времени разрушения. Т.е. самолет попав в болтанку вдруг, ни с того, ни с сего начал беспорядочно раскачиваться в разных плоскостях. Возникшие при этом огромные перегрузки привели к мгновенному разрушению. Через 42 секунды самописцы уже не работали. Последовательность разрушения: хвост, плоскость, фюзеляж в районе кабины, 2-я плоскость.
В чем же причина трагедии? Почему тысячи самолетов во всем мире попадая в болтанку, даже сильную, не гибнут?
Около 2-х месяцев длилось расследование. И только ст. л-т Шлегель из ТЭЧи смог обнаружить неисправность, которая тут же была признана всеми, как единственно верная.
В блоке включения демпферов были перепутаны полюса + и -. Вместо гашения колебаний произошло их резкое и неконтролируемое увеличение, что и привело к трагедии. Жаль, что Шлегель уже «ушел». Он бы и рассказал все в подробностях.

По материалам Авиационного форума AVIAFORUM.RU

Просмотров: 4208 | Добавил: vvvaush88 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]